+7 (915) 751-23-37 г. Владимир, ул Пугачева 62, офис 22

Различия в росписи храма: каноническая роспись или академическая роспись

На сегодняшний день существует 2 техники росписи храмов и храмовых икон: каноническая и академическая. Большинство художников предпочитают работать в одной технике. Почему выбирают тот или иной стиль? И чем же они отличаются мы и расскажем.

Канонический стиль росписи храма

Канон в росписи храмов начинает формироваться в IV веке. Если раньше Бога в соответствии с иудейскими традициями изображали в виде агнца, рыбы, феникса, виноградной лозы, то есть символически, теперь он стал человеком. С этого момента Церковь признавала лик единственно верным изображением Бога, наполненным библейским символизмом.

Вместе с эти начинают складываться правила создания изображений, обязательные для передачи образов такими, какими они были изначально. Основой ему служили византийские традиции, доработанные с учетом культурных и местных церковных условий. В результате появилась уникальная техника. Ее отличает символическое дробление пространства стены на небольшие композиции с библейскими сюжетами.

Однажды сформировавшись, канон остается незыблемым веками. При этом, несмотря на жесткие рамки, у художников остается достаточно «пространства» для создания уникальных богословных ансамблей. Считается, что изображение тем благодатнее, чем более изображение святого или апостола соответствует канону.

Академический стиль росписи храма

Такое явление как академическая роспись икон и храмов появляется только в середине XVIII века, но наибольшее распространение приходится на XIX века. В качестве ориентира при создании данной техники были выбраны художники эпохи возрождения. Их картины насыщенны цветами и эмоциями, и именно это передается на иконах и фресках, написанных в академическом стиле. Притом что сюжетно и композиционно фрески и иконы остались прежними, их отличает их особая торжественность и историчность. Множество церквей украшены такими библейскими произведениями искусства.

Но всеми было хорошо воспринято это нововведение. Например, Васнецов В. М. называл подобный стиль слишком светским. Поэтому когда в конце XIX века популярность академической росписи начала спадать, он взялся за ее преобразование. В качестве ориентира в этот раз он выбрал не западных художников, а византийскую классику и русские традиции, разбавив их современными течениями в искусстве. В результате иконы и фрески стали более приближены к классической росписи, но не потеряли своей уникальности. Так и появился тот стиль, который сегодня именуется академическим.

Определение варианта росписи того или иного храма зависит от его архитектуры, местности, в которой он расположен, и стиля иконостаса и алтаря. Фрески и иконы должны сочетаться со всем, создавая общий благодатный образ.

Вне зависимости от выбранного типа росписи незыблемым остается система росписи.

1. Купол

В самом центре изображается Иисус Христос обычно поясной или только лик. В барабане- ангелы, пророки.

2. Стены

На западной стене создают сюжеты "страшного суда", а на восточная в противоположность радует глаз изображением Горнего мира. Центральная часть станет полотном для сюжетов из Священной истории Ветхого и Нового заветов.

3. Алтарь

Библейские сюжеты, связанные с Богоматерью, сюжет «Евхаристии».

4. Колонны

На них наносят изображения мучеников в полный рост, как образцов святости и жизни по законам библейским.

Назад в список