+7 (915) 751-23-37
+7 (915) 751-23-37 Москва, ул. Южнопортовая, 13 с 1

Почему настенную живопись в храмах приходится периодически реставрировать?

Настенную живопись в храмах приходится периодически реставрировать, потому как изображения с течением времени постепенно приходят в негодность – тускнеют, растрескиваются, осыпаются. И кроме собственно губительного воздействия на них времени, а также повышенной влажности и других негативных атмосферных факторов, на это есть несколько причин.

Так, в период советской России при фактическом запрещении деятельности в стране религиозных институтов большинство храмов использовались совершенно не по прямому назначению. В них размещались архивы, промышленные цехи, склады, помещения для сельскохозяйственных помещений и даже тюрьмы. Конечно, при этом отсутствовал контроль за состоянием сооружения и тем более его декора.

Это приводило к разрушению, а часто к гибели многих ценных памятников храмовой настенной живописи. Еще один губительный фактор – нахождение храма во время Великой Отечественной войны в зоне боевых действий. Это касается многих древних памятников европейской части России, Украины, Белоруссии.

Иногда реставрация требуется повторно после уже выполненных восстановительных работ, которые велись по неправильной технологии или с использованием непригодного материала для укрепления красочного слоя. Примером можно назвать Успенский собор во Владимире, в котором в начале 1930-х годов были проведены работы по укреплению живописи методом нанесения на изображения казеиново-силикатных растворов из пульверизатора. Результат был плачевным - высыхание клея вызвало усадку, красочный слой растрескался, а на поверхности стен образовалась неприятная блестящая пленка. Это дало реставраторам возможность признать материал непригодным и дальнейшее укрепление проводить уже иными составами, однако часть участков храмовой живописи начала шелушиться, растрескиваться, в некоторых местах красочный слой просто осыпался.

Сегодня мастера используют для реставрации живописи современные материалы, безопасные для древних рисунков, восстанавливающие и укрепляющие их в кратчайшие сроки. Современная реставрация настенной храмовой живописи – это целый комплекс не только художественных, но и инженерных решений. К примеру, так как в помещениях с повышенным уровнем влажности проведение восстановительных работ затруднительно, а иногда и просто невозможно, сначала выполняют инженерно-архитектурную реставрацию всего храма. Для этого восстанавливают нарушенную гидроизоляцию фундамента, ликвидируют протечки крыши, ремонтируют окна и двери, отводят почвенные воды и атмосферные осадки, стабилизируют температурно-влажностный режим внутри памятника путем регуляции работы систем вентиляции и отопления.

Назад в список