+7 (915) 751-23-37 г. Владимир, ул Пугачева 62, офис 22

Современная иконопись: основные проблемы

Сегодня появилось большое количество иконописных школ и художников, которые профессионально занимаются иконописью. Этот вид искусства – один из самых активно развивающихся. Однако многие ценители церковной эстетики отмечают, что среди создаваемых молитвенных образов очень мало икон, которые по своему художественному уровню можно было бы сопоставить с образами времен Древней Руси и Византии. В чем же причина этого явления?

Проблемы богословского характера

Иконы в Древней Руси занимали центральное место в храмовом искусстве. В них отражалась Божественная Красота – запечатлевался Образ Бога, а все мирское и земное оставалось за пределами образа.

Искусство иконописи в древности подчинялось четким и ясным критериям, которые были выработаны святыми отцами Церкви. Именно канон позволяет запечатлеть Образ Бога, не давая превратить икону в картину или портрет. И дает возможность донести Образ Божий до каждого верующего в неискаженном виде.

А что происходит сегодня? Чаще всего произведения современных иконописцев оценивают по критериям живописи на религиозную тему, рассуждая о композиции, колорите и индивидуальном видении живописца. И художнику, чей профессионализм формировался в условиях расцерковленной живописи, крайне сложно отказаться от творческой индивидуальности и творить в соответствии с каноническими требованиями православной живописи.

Но допустимо ли, чтобы в иконе отражалось личное видение художника? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный, поскольку верующий хочет видеть в иконописном изображении именно подлинный Образ Божий. И поэтому для иконописца важно не добиваться самовыражения, а создать Святой Лик в строгом соответствии со святоотеческими канонами, без примеси личного видения. И это еще одна причина, почему на древних иконах вы не найдете имени живописца. Там, где властвует Дух, не место личному «я» художника.

Сегодня практически отсутствуют школы русского канонического церковного искусства. И это является одной из главных проблем современности. Фактически, художникам негде изучать значение канонов, а это приводит к невозможности осмыслить старинные иконографии и постичь художественные приемы. А в результате иконопись во многих случаях сводится к банальному «срисовыванию» древних образов. Причем зачастую копирование ведется без коррекции композиции, не говоря уже о внутреннем смысле.

Проблемы технического мастерства

Еще одна проблема современной иконописи состоит в том, что сегодня в храмах часто встречаются иконы, написанные мастерами-самоучками. Отсутствие понимания сложной системы религиозной живописи нередко приводит к тому, что созданные образы больше похожи на плакаты.

Главная идея иконописи состоит в явлении Образа Бога через материальные предметы, в данном случае иконы. Для этого используется специальная «санкирная» техника. От обычной светской живописи она отличается тем, что раскрытие образа начинается с самых темных оттенков, на которые постепенно накладывается белый цвет.

Если обычные картины пишутся быстро и обобщенно, то иконы создаются долго и с особой тщательностью. Огромное значение имеет прорисовка изображений в соответствии с канонами, поскольку на них ложится основная художественная нагрузка. И любой промах в линейном рисунке будет виден сразу же, поэтому иконописцу нельзя торопиться.

Краски промышленного производства, сделанные на основе химических компонентов, не слишком подходят для создания Образа Божьего. Они не позволяют получить нужную глубину и прозрачность оттенков, которые и придают иконописным образам особое сияние. И поэтому настоящие иконописцы и в наши дни растирают для получения красок природные минералы, смешивая их с яичной эмульсией, как это делалось столетия назад.

Невысокий художественный уровень

Отсутствие художественного мастерства и знаний канонов – бич современной иконописи. Самодеятельные иконописцы зачастую руководствуются религиозным тщеславием и крайне нетерпимо относятся к критике. Не владея искусством канонической живописи, они даже пробуют «улучшать» древние иконографии и вносить в них новые, ненужные детали, что является грубыми каноническими нарушениями. Без сомнения, сегодня есть и настоящие мастера иконописи, которые создают иконы, сравнимые с древними образами. Их творческий уровень и является той планкой, к которой должны стремиться все иконописные школы.

Назад в список