Византийский храм, прежде всего – образ космоса, символически воспроизводящий небо, рай и земной мир.
Отто Демус
Храмовая роспись – это подлинное искусство, позволяющее людям глубже проживать единение с Богом и святыми людьми, жившими на протяжении всей истории Ветхого и Нового заветов. Классическая роспись, пришедшая на Русь и сохранившаяся по сей день, родилась в Византии во время расцвета религиозной иконописи и несет в себе строгую выверенную гармонию образов и метафор. Весь ансамбль помогает верующим не только познакомиться с основами вероучения, но вновь и вновь погружаться в библейские события, становиться их соучастником, наполняясь благодатью Святого Духа.
Это не просто набор обособленных образов, картин, икон, а стройная композиция, охватывающая полностью все пространство храма.
Благодаря этой композиции передаются чувства, пробуждается духовное начало. Удивительное храмовое убранство византийской школы – это действительно диалог между Святым наследием и человеком.
Как достигается такой эффект?
- Мастерство художников и священноначалия, разработавших основные принципы школы и органично вписавших раннехристианскую изобразительную традицию в виртуозную монументальную живопись восточно-христианской Церкви. Каждый расписанный храм – это богословский трактат, вызывающий восхищение совершенством Горнего мира. Сформировалась структура не сразу. Это кропотливая работа столетий.
- Идеальная архитектура живописи. Каждый отдельно взятый сюжет связан и перекликается с остальными, существуют базовые моменты построения «повествования» и строгая иерархия. Можно интуитивно прочувствовать и понять каждую проиллюстрированную главу Писания или житийного предания.
- Особые художественные приемы. В византийском письме ощущается надмирность – воздушные и легкие фигуры Спасителя и Пресвятой Девы как бы парят на облаках, силуэты в зависимости от цели могут казаться отдаленными, а могут выступать вперед на фоне золотого покрытия. Несмотря на общие законы, роспись достаточно вариативна и меняется от расположения и архитектуры помещения, замысла иконописца, используемых материалов (мозаики, фрески).
Данная система формировалась одновременно с литургическим чином. Окончательно сложившись в Византии во времена патриарха Фотия (8-й век), раскрылась после иконоборческих «войн» и до сих пор продолжает совершенствоваться, обрамляясь как драгоценный камень золотом русской иконописной традиции. Настоящие откровения – это соборы София Константинопольская, греческий Осиос Лукас и София Киевская
- Духоносность. Всю эту громаду понятий, логосов, форм невозможно представить без Божьего покровительства. На протяжении многих веков именно соработничество мастеров Господу открывало горизонты для понимания веры и просвещения народа.
В центре храма живопись разделяется на три сектора:
- купол и верхние своды;
- сектор парусов и средней линии;
- нижние пределы стен.
Свод и купол символизируют небо и Царство Божие, поэтому здесь располагаются самые значимые прориси: поясной Иисус Христос, Богородица, архангелы праотцы. В верхних ярусах находятся, как правило, евангелисты, пророки, апостолы. Также центральными верхними сюжетами бывают двунадесятые праздники. В нижней части тематика изменяется - проступает земное бытие, к которому и принадлежат молящиеся, здесь обретаются изображения мучеников, святителей, иноков, преподобных.
Интересен алтарь, где помещаются сцены Евхаристии, фигуры литургических отцов и дьяконов. В конхе апсиды изображаются Богородица, над ней – Христос, по бокам – Святые родители Девы Марии, Иоанн Предтеча. На разграничивающих алтарь и неф стенах часто можно увидеть ветхозаветные символы Евхаристии: заклание Авеля, испытание Авраама, Мелхиседек с хлебом и вином.
На западной стороне рисуют Страшный Суд, а также Сотворение мира, тем самым закольцовывая христианский цикл мироздания, и чтобы каждый человек, выходя из церкви, помнил о последствиях греха и смысле жизни.
Место между иконами часто заполняет растительный и геометрический орнамент, а также персонажи 103-го псалма, где перечисляются твари Божии.
Константинопольский стиль и принцип духовного благоукрасительства безупречно лег на русские основы, подарив нашей православной культуре великолепные образцы церковного искусства, создающиеся и в настоящее время. Они помогают верующим прикоснуться к Вечности, Любви и Красоте Земного и Небесного миров, союз которых эти шедевры и рождает.
Конха - полукупол апсиды, навершие.
Апсида - прямоугольный или полукруглый выступ, в котором помещается алтарь.
Неф - протяженная часть храма, отделяемая от другого пространства рядом столбов или колоннадой.