История
Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и обязано ему как своим происхождением, так и первоначальным направлением и техникой. Византийское искусство X-XI веков уже выработало свои отличительные формы, определило внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору как твёрдо сложившаяся система.
В византийском искусстве, считавшимся в те времена самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось всё, что противоречило высшим христианским принципам.
Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей,- всё это было свойственно византийскому искусству.
И вот перенесённое на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян:
- с культом природы – солнца, весны, света;
- с земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях.
Уже в XI веке строгая аскетичная манера византийской иконописи была перенята русскими художниками. Первыми учителями русских иконописцев стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир.
В это время прославился Печерский монах – живописец Алимпий, про которого современники говорили: «Иконы писать хитр бе(был) зело». «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло» - поётся ему в церковном песнопении (Тропарь 8 гласа. Канон святому). Святой Алимпий считается родоначальником русской иконописи.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика.
Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма местных греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте.
На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных.
Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Её характерные черты:
- ясность идеи;
- реальность изображения;
- доступность.
От XII века до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев, например, икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. И таких шедевров новгородская земля дала немало, достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII века).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «страшный суд», украшали Дмитриевский собор. Очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи:
- Московская;
- Псковская;
- Тверская;
- среднерусских княжеств;
- «северные письма»;
- и другие.
Появились свои русские святые, свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), нашедшие яркое отражение в иконописи.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» в образы христианского вероучения.