Статьи
Нам приходится выполнять роспись православных храмов, относящихся к разным историческим эпохам. Все они, несмотря на имеющиеся особенности и видимые различия, восходят, так или иначе, к общему стилю архитектуры, который сложился еще в Древней Руси примерно в XI веке. Это так называемый древнерусский стиль.
Мы профессионально выполняем роспись православных храмов разных типов и видов, в том числе имеем опыт работы в сооружениях шатровой конструкции. У них нет традиционных куполов, а верхняя часть представляет собой «шатер», то есть составляется из нескольких граней, которые расположены под небольшим углом друг к другу. Конструкция сужается кверху, где обычно возвышается крест. Иногда одновременно устанавливается и небольшой купол.
Как известно, мы выполняем роспись православных храмов. А что входит в это понятие — православный храм? Попробуем объяснить буквально в нескольких строках.
У людей, мало знакомых с православной архитектурой, часто нет четкого понимания различий между храмом и собором. Между тем, выполняя роспись православных храмов, нельзя не видеть этой значительной разницы. Ведь собор, или соборный храм — это центральное церковное сооружение, наиболее важное и величественное в своей местности. Тогда как «рядовые» храмы бывают относительно небольшими и скромными.
У вас наверняка на слуху такое понятие — «домовая церковь». По крайней мере, людям, осуществляющим роспись православных храмов, оно хорошо знакомо. Нам нередко приходится работать в домовых храмах и часовнях, расположенных на частных территориях, при различных организациях. Причем, суть работы в этих случаях остается прежней — создание качественных изображений в соответствии с существующими православными традициями.
Всем, кого всерьез интересует роспись православных храмов, хорошо известно выражение «Московское барокко». Это своеобразный архитектурный стиль, который сложился и оформился в конце XVII века на территории Северо-Восточной Руси. Свое основное развитие данный стиль получил именно в Москве и в московской вотчине. В период с XVII по XVIII вв. было создано немало значимых памятников архитектуры, по всем признакам принадлежащих к Московскому барокко. А были у этого направления еще и свои ответвления, такие как Нарышкинский стиль, или Нарышкинское барокко.
Одним из региональных направлений в русской православной архитектуре считается Киево-Черниговская школа. Это самобытный архитектурный стиль, который сложился на территории, где сейчас расположены Киевская и Черниговская, а также Смоленская и Рязанская области. Сюда же относят и Волынские земли. Именно здесь получило распространение данное направление в архитектуре. Помимо собственно архитектуры, роспись православных храмов также была самобытна.
Почему православные храмы — круглые или в форме звезды? Зачем купола такие — в виде луковицы или сферические? И от чего зависит количество куполов на храме? Практически все элементы в православной архитектуре имеют символическое значение.
Мастера, выполняющие роспись православных храмов, хорошо знакомы с таким архитектурным стилем как классицизм. В середине XVIII века в России оформилось своеобразное ответвление, получившее название русский классицизм. Оно оставалось востребованным на протяжении столетия — вплоть до середины XIX века.
В XII веке Владимир и Суздаль были крупными центрами зарождавшегося русского государства на северо-востоке от прежнего центра — Киева. Здесь, в лесных просторах и на плодородных землях Ополья сформировалась Владимиро-суздальская архитектурная школа, которая имеет свои узнаваемые черты и неповторимые особенности. Уникальные примеры этого древнего зодчества дошли и до наших дней, правда зачастую в сильно измененном виде.