Православное искусство развивалось на территории Руси примерно с X века. За это время было создано множество замечательных образцов живописи. Еще одним направлением искусства была музыка, в частности зародились церковные песнопения. Отдельные элементы этого богатого культурного наследия дошли и до наших дней.
Статьи
Живопись — один из видов искусства, а также сами произведения. Это изобразительное искусство, где авторы создают художественные изображения с помощью линий и цвета.
В августе 2018 года появилась статья в журнале "Благоукраситель" про одну из выполненных работ артели. Расписанный храм всем известен, но лишь немногие видели воочию росписи этого памятника храмовой архитектуры Москвы. Как происходили работы по росписи храма и с какими сложностями столкнулись художники Вы узнаете из этой статьи.
Естественный ход развития храмовой архитектуры на территории нашей страны был насильственно прерван в начале двадцатого века. Сегодня, сто лет спустя, архитекторы, проектирующие православные храмы, стоят перед выбором путей сохранения исторических образов и внедрения новых решений.
Византийский храм, прежде всего – образ космоса, символически воспроизводящий небо, рай и земной мир.
Отто Демус
Искусством создания фресок сегодня владеют сравнительно немногие художники, это мастерство было более популярно в эпоху раннего Возрождения. А сама техника росписи по сырой штукатурке появилась несколько тысячелетий назад.
В христианской живописи различают несколько типов икон, причем в первую очередь они классифицируются на образа для храмов и для личного использования.
Подготовка стен храма под роспись – ответственная задача, ведь от качества выполнения этих работ зависит долговечность настенной живописи. При плохо подготовленных стенах роспись может изменить цвет, растрескаться или осыпаться. Чтобы стенопись не осыпалась уже через несколько месяцев, важно правильно произвести подготовку поверхности. Необходимо строго соблюдать требования технологии и не спешить в ущерб качеству.
Очень часто заходя в храм (особенно перед пасхой) можно заметить, как бабушки моют стены. Иногда сырой тряпкой, смоченной слабым раствором уксуса, иногда стиральным порошком, пемоксолью, хозяйственным мылом.
На сегодняшний день существует 2 техники росписи храмов и храмовых икон: каноническая и академическая. Большинство художников предпочитают работать в одной технике. Почему выбирают тот или иной стиль? И чем же они отличаются мы и расскажем.
Настенную живопись в храмах приходится периодически реставрировать, потому как изображения с течением времени постепенно приходят в негодность – тускнеют, растрескиваются, осыпаются. И кроме собственно губительного воздействия на них времени, а также повышенной влажности и других негативных атмосферных факторов, на это есть несколько причин.
Подходя к вопросу росписи храма, мы начинаем задумываться: как подготовить стены под роспись? Какими штукатурными смесями пользоваться? Какие минусы и плюсы штукатурных составов. Штукатурка для храмовых стен должна обладать хорошей паропроницаемостью и устойчивостью к переменам температурно – влажностного режима.. Из всего многообразия строительных материалов рассмотрим два вида штукатурок: гипсовую и известковую.
В Древней Руси традиционно роспись храма производилась водными красками по сырой штукатурке и дополнялась темперно - клеевой (фон, верхние прописки) техникой с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи). На смену темперной живописи пришла роспись акриловыми и силикатными красками. Эти краски позволяют полноцветно воплощать на стенах храмов любые православные сюжеты.
Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.
Сегодня появилось большое количество иконописных школ и художников, которые профессионально занимаются иконописью. Этот вид искусства – один из самых активно развивающихся. Однако многие ценители церковной эстетики отмечают, что среди создаваемых молитвенных образов очень мало икон, которые по своему художественному уровню можно было бы сопоставить с образами времен Древней Руси и Византии. В чем же причина этого явления?