В XII веке Владимир и Суздаль были крупными центрами зарождавшегося русского государства на северо-востоке от прежнего центра — Киева. Здесь, в лесных просторах и на плодородных землях Ополья сформировалась Владимиро-суздальская архитектурная школа, которая имеет свои узнаваемые черты и неповторимые особенности. Уникальные примеры этого древнего зодчества дошли и до наших дней, правда зачастую в сильно измененном виде.
История Владимиро-суздальской школы
Владимиро-суздальская архитектурная традиция выделяется как особое направление в русском православном зодчестве. Считается, что зародилась она в Суздальском княжестве примерно в середине XII века.
Становление и развитие Владимиро-суздальской архитектуры пришлось на время правления прославленных владимирских князей Андрея Юрьевича Боголюбского и Всеволода III Большое Гнездо, живших в XII-XIII вв. Именно при них архитектурное дело и искусство каменной художественной резьбы пережило настоящий расцвет.
Особенности и характерные черты
Для ранней Владимиро-суздальской православной архитектуры характерно широкое применение белого камня — светлого известняка, добываемого на территории нынешней центральной России. Это так называемый «белокамень» — пожалуй, главная отличительная черта Владимиро-суздальской архитектурной школы.
Еще одна особенность данного направления — сравнительно скромный декор ранних храмов. Оформление древнейших храмов было минималистичным, мастера ограничивались лишь арочными поясками на апсидах и еще некоторыми украшениями.
Однако позднее архитектура владимирских и суздальских храмов становилась все более богатой на орнаменты. Самые знаменитые архитектурные образцы, созданные, например, при князе Андрее Боголюбском, содержат уже многочисленные элементы каменной резьбы: всяческие орнаменты в зверином стиле, многофигурные сцены с изображением фольклорных сюжетов.
Есть в архитектуре владимиро-суздальских храмов и влияние западноевропейских традиций. В их числе: перспективные порталы, профилированные цоколи и карнизы, аркатурно-колончатые пояса. А все потому, что в создании многих храмов участвовали мастера, к примеру, из южной Германии.
Еще одна узнаваемая черта владимиро-суздальской школы — наличие предельно узких, практически щелевидных окон, которые фактически играли роль бойниц в случаях нападения (когда все горожане укрывались в храме, словно в крепости).
Примеры храмов Владимиро-суздальской школы: Георгиевский Собор в Юрьев-Польском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Дмитриевский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли в Боголюбово.
Дата публикации: 30.06.2024
Автор: Артель церковной живописи "Византия"