Продолжается восстановление Спасского собора, взорванного в 1934 году. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил построенный храм, который возводили 10 лет. Теперь предстоит украсить его иконами, лепкой.
Как художники и дизайнеры подходят к вопросу украшения храма?
Роспись храмов — основная область деятельности творческой мастерской «Царьград», которой было доверено восстановление убранства храма. Сотрудники мастерской стараются сохранить прежние, исторические мотивы храма, внося необходимые современные коррективы. По проекту мастерской в соборе устроили полы из натурального камня, освещение и гипсовое убранство.
Роспись храма — это огромный труд, занимающий несколько лет. Только на тщательную разработку проекта 15 центральных хоросов (люстр в виде обруча с подсвечниками) и 64 настенных бра Спасского собора ушел год. Однако, по словам руководителя мастерской Дмитрия Трофимова, работать над проектом этого величественного, просторного сооружения очень интересно.
Перед украшением Спасского собора художники изучили исторические документы: архивы, фотографии и все сведения, которые удалось найти. К тому же, они уже много лет выполняют роспись храмов, воссоздают исторические церковные интерьеры, в т. ч. Храма Христа Спасителя.
Повторяет ли роспись Спасского собора убранство Храма Христа Спасителя?
Такой вопрос возникает закономерно, поскольку оба сооружения воздвигли в 19 веке. Однако Храм Христа Спасителя возник на 25 лет позже, поэтому общий стиль интерьера несколько другой. Подход к программе росписи храма отличался.
Исторические сведения об убранстве храма
Пензенский Спасский собор еще в 1851 году украсили своими творениями отец и сын Макаровы. Старший из них известен и в светской живописи как великолепный портретист. Ему принадлежит роспись храмов в Пензенской губернии, участие в украшении Храма Христа Спасителя. Сейчас эскизы художника Макарова хранятся в Пензенской картинной галерее имени К. А. Савицкого.
Программа росписи храма
Роспись Пензенского собора включала 2 составляющие: сцены из Ветхого и Нового завета. Такое сопоставление событий напоминало о связи между ними. Так, напротив "Плача Иеремии о разрушении Иерусалима" находилась икона Казанской Божьей Матери, где люди тоже плакали о своих грехах. Росписи рассказывали о многогранной истории христианства.
Повторяет ли роспись Спасского собора ранее созданное убранство храма?
По словам экспертов, невозможно полностью повторить исторический интерьер собора, поскольку тот стал больше в 2,5 раза. Однако при создании проекта росписи авторы руководствовались художественным замыслом Макаровых, пытаясь через язык живописи приблизить убранство собора к прошлой идее.
Старания художников высоко оценил и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим. Он сам внес очень много тонких и точных предложений в убранство храма. Пензенскому Спасскому собору присвоено звание кафедрального храма.
Дата публикации: 30.08.2024
Автор: Артель церковной живописи "Византия"