Некоторые христиане замечают, что на многих иконах нет теней от людей и предметов. Роспись храмов тоже обходится без них. Отсутствие теней — это характерная черта не только древних, но и современных изображений.
Предположения об отсутствии светотени на иконах
Отсутствие теней сразу отличает церковные образа от художественных картин. Однозначного ответа на вопрос о причинах такого стиля нет, однако есть несколько версий.
Версия 1
Тени придают картине объем. Но для этого их используют в основном в академической живописи. А при написании икон главным является их духовная составляющая. Изображения получаются более условными, схематичными. Именно это отличает икону от портрета. Даже современных святых намеренно рисуют условно, хотя есть их фотографии.
Рядом с солнцем теней не бывает. Оно — абсолютный свет. А тень — это как раз его отсутствие. Поскольку Христос и святые представляют собой свет, теней на иконах не обозначают. Рядом со Спасителем не может быть никакой тьмы.
Отсутствие теней — это тот путь изобразительного искусства, с помощью которого художник пытается отразить духовную составляющую личности, а не его материальные черты. Светоносным должно быть все изображение целиком.
Роспись храмов без теней предназначена для восприятия духовной составляющей изображенного образа, а не любования художественным произведением. Православная икона изображает вовсе не реальность, а Горний мир Божественных истин заставляет задуматься о содержании, а не о форме.
Версия 2
Если на ранних иконах античного периода можно увидеть тени, то на более поздних изображениях их уже нет. Более прозаичная версия предполагает, что такие изменения произошли в результате изменений художественного стиля после эпохи иконоборчества.
Это религиозно-политическое течение возникло в Византии в VIII — IX в. в. Оно было направлено против почитания святых икон, причем искоренялись и все другие предметы, носившие признаки церковных изображений. Была уничтожена роспись храмов, исчезли тысячи икон, мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей.
Религиозное направление по борьбе с изображениями просуществовало более 100 лет. Иконописное творчество пришло в упадок. В результате исчезновения прежних традиций изменились принципы изобразительного искусства: иконы стали более схематичными, условными. Пропали и тени на изображениях святых. В дальнейшем художники продолжали копировать прежние иконы, используя тот же стиль.
Примеры изображений святых, где тени присутствуют
Нельзя сказать, что на всех иконах теней нет. На изображениях позднеантичного периода они обозначены. Примером могут служить мозаичные изображения святых в итальянском городе Равенне. Они украшают базилики, построенные в VI веке, и отражают веяния того периода.
Древние мозаики в Равенне являются ярким представителем античного искусства и носят все отличительные черты художественного творчества тех времен. Изображения святых имеют более реалистичный, объемный характер, причем тени на них существуют.
Дата публикации: 30.08.2024
Автор: Артель церковной живописи "Византия"