+7 (915) 751-23-37
+7 (915) 751-23-37 Москва, ул. Южнопортовая, 13 с 1

История возникновения иконы: от нерукотворного образа до наших дней

История возникновения иконы: от нерукотворного образа до наших дней

Икона занимает особое место в жизни православного христианина. Через нее мы обращаемся к святому и просим помощи. Внимаем молчащему, но говорящему образу. Чтобы лучше понять значение иконы, нужно взглянуть вглубь веков и узнать, как и откуда появились первые образы. История дает ответы на многие вопросы.


Первые образы — от Христа

Традиция изображения святых не придумана людьми — она уходит корнями ко временам земной жизни Спасителя. Первая нерукотворная икона — Образ Спасителя, оставшийся на убрусе, которым Он отер лицо и передал гонцу царя Авгара. Этот лик, отпечатанный без участия художника, стал первым свидетельством того, что икона — не выдумка, а откровение.

Уже в апостольские времена были известны изображения Христа, Богородицы и апостолов. Согласно преданию, апостол Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы при ее жизни — и Она благословила этот образ, сказав: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с ним да будет».

Не просто картина

В ранней Церкви отношение к иконам было особенно трепетным. Их не «рисовали» — их писали, потому что каждая икона — богословие в цвете. Через символику, позу, жест, цветовое решение передается не только внешность святого, но его внутренний свет, духовная суть.

Икона — окно в Царство Небесное. Она не описывает, а открывает. Не украшает, а назидает. Не отвлекает, а собирает сердце. Взгляд, обращенный к иконе, учится молиться.

Иконоборчество и утверждение истины

В VIII–IX веках Церковь пережила тяжелое время иконоборчества. Многим казалось, что икона нарушает заповедь «не сотвори себе кумира». Но Вселенские Соборы утвердили истину: икона — не идол, потому что мы поклоняемся не дереву, а первообразу, которому посвящен образ. Так же как чтящий Евангелие чтит не бумагу, а слово Божие.

Окончательно почитание икон было восстановлено в 843 году в Константинополе. С тех пор в первое воскресенье Великого поста Церковь празднует Торжество Православия — победу истины над иконоборцами.

Как писались иконы

С самого начала иконописцы подходили к делу не как к профессии, а как к служению. Перед началом работы постились, исповедовались, молились. Каждый элемент — от доски до цвета нимба — имел богословское значение.

Мастера артели «Византия» продолжают дело иконописи, соблюдая традиционный подход к созданию икон. Каждый наш мастер глубоко погружен в богословие и владеет тонкостями написания образов.

Икона пишется строго по канонам. Например, лик Христа никогда не изображается с тенью — потому что в Нем нет тьмы. Лик святого светел, глаза большие — они «видят» душу. Линии ясные, жесты сдержанные, одежда — без излишней реалистичности, но с глубоким внутренним смыслом.

Цель иконы — не передать внешность, а явить святость. Не впечатлить, а привести к молитве.

Икона сегодня

В XXI веке икона по-прежнему живая часть Церкви. Ее пишут мастера, хранящие традицию, передающуюся из поколения в поколение. Ее несут в дом, чтобы освятить семейную жизнь. Ее прикладывают к больным. Ее ставят у изголовья новопреставленного.

Мы молимся перед образом, потому что верим: через него с нами Сам Христос, Пречистая Его Матерь, святые. И если молитва искренняя — икона становится не просто изображением, а встречей.

В числе работ, выполняемых нашей артелью: написание икон, роспись и реставрация храмов, сооружение и оформление иконостасов. К каждой новой работе подходим со всей внимательностью и ответственностью, чтя православные традиции, соблюдая каноны.

Дата публикации: 02.06.2025

Просмотрено: 87 раз

Автор: Артель церковной живописи "Византия"

Назад в список

Связаться с нами