Содержимое статьи:
Храм на этом месте хотели построить более века назад. Во время Первой мировой войны Смоленск был прифронтовым городом. Там было развернуто несколько госпиталей. Медицина в прошлом веке была менее развита, не было антибиотиков, поэтому множество ранений становились смертельными. Память об этих героях решили увековечить еще в 1914 году строительством храма-часовни. К сожалению, из-за революции 1917 года возвести часовню не удалось. Посвятить храм именно Евгению Боткину предложили уже в наше время студенты и преподаватели Смоленского медицинского университета, расположенного неподалеку.
Перед руководителем артели церковной живописи “Византия” Фокеевым Дмитрием Евгеньевичем была задача рассказать историю этого выдающегося врача, а также других лекарей Русской Православной церкви, затронуть тему лечения и исцеления и иллюстрировать это визуальными образами. Каждый сюжет, написанный в часовне, изображает определенную часть истории Русской православной церкви.
На южной стене четверика храма изображен святой страстотерпец Евгений Боткин вместе с царской семьей.

Справа, относительно Николая II, взор невольно останавливается на образе самого святого праведного Евгения Боткина, врача в белом халате с крестом в руке, с ликом, исполненным смирения и твердости веры. Это напоминание о высшем призвании медика – служении жизни, даже ценой собственной!
Врач Евгений Боткин был менее известен, чем его отец Сергей Петрович Боткин, в честь которого и была названа Боткинская больница в Москве. Все мы родом из детства! Именно отец заложил сыну основные принципы, которые останутся с Евгением до самой смерти: “Любовь к ближнему, чувство долга, жажда знаний”. В 1908 году по просьбе императрицы Александры Федоровны Евгений был приглашен в качестве врача в царскую семью и был назначен лейб-медиком Николая II. Своими поступками он до сих пор восхищает людей: Евгений не отступил от врачебной клятвы, не бросил своего пациента цесаревича Алексея и всю царскую семью в беде, пробыл в этой должности до самой смерти. Ему не единожды предлагали покинуть последнего российского императора и его детей, заняться частной практикой, но на все эти предложения был получен от доктора твердый отказ. Судьба Евгения Боткина неразрывно связана с царской семьей, которой он служил, добровольно разделив с ней мученическую смерть в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в июле 1918 года.
Напротив, на северной стене художники артели изобразили Богородицу Державную.
.jpg)
Она символизирует покровительство Божией матери, выступая в роли защитницы России и православия.
С разных сторон в росписях раскрывается тема лечения. Это изображения врачей Русской Православной церкви, среди которых Святитель Лука Крымский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), святой великомученик Пантелеимон целитель, Святые Косьма и Дамиан, которых просят об избавлении от болезней, страданий, об исцелении раненых, мученики Фотий и Аникита, помогающие верующим в избавлении от недугов и скорбей, врачи – бессребреники Кир и Иоанн и другие целители.
Бессребреники – особый лик православных святых. Так называли врачей-христиан, которые лечили «безвозмездно», то есть вообще без какой-либо платы за свою помощь. Бессребреники следовали личному примеру Иисуса Христа и его заповеди: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».
.jpg)
На барабане купола храма написаны сюжеты чудесного исцеления, такие как исцеление слепого, исцеление кровоточивой женщины, исцеление расслабленного и другие композиции. В них наглядно показываются страдания от неизлечимых болезней: как телесных, так и душевных недугов. Проявление сочувствия к страждущим, искреннее желание помочь, доброта, милосердие способствовали выздоровлению. В свою очередь, больные надеялись и верили в то, что они выздоровеют, и это приносило свои плоды. Все чудеса совершались в целях спасения души, чтобы ни один из исцеленных не вернулся к прежней жизни.
.jpg)
На восточной стене храма - часовни располагается композиция Покров Пресвятой Богородицы. В центре композиции изображена Богородица, которая защищает всех обращающихся к ней от бед и напастей. В руках Богородицы изображён длинный белый плат. Она простирает его над молящимися, обещая своё заступничество. Над Богородицей – Ангелы Господни. Именно благодаря покровительству, исходящему от образа Богоматери, чаще всего приписываются многочисленные победы русского воинства, военные просят помощи у нее и считают, что именно заступничество Божьей Матери помогает выигрывать самые большие сражения.
.jpg)
В алтаре, на горнем месте написана композиция Великий Архиерей на троне с предстоящими святителями в окружении херувимов и серафимов. Изображения Спасителя в архиерейском облачении символизирует самого Иисуса Христа как главу всей церкви, воплощает идею предстояния каждого из верующих пред очами Господа, незримо присутствующего в храме, напоминает верующим от том, что он пожертвовал собой во искупление человеческих грехов.
.jpg)
Для колористики храма были взяты нежные мягкие цвета. Стены часовни украшены византийскими орнаментами.
.jpg)
По случайному, а может быть неслучайному совпадению артель церковной живописи “Византия” завершила роспись часовни 27 мая 2025 года, в день рождения Евгения Боткина, через 160 лет после его появления на свет.
Храм святого страстотерпца Евгения Боткина в Смоленске - гораздо больше, чем просто архитектурное сооружение. Это вечное напоминание о трагических событиях истории и светлом подвиге верности своему Отечеству, клятве Гиппократа. Это духовный центр для студентов – медиков. Росписи в храме-часовне – мост между дореволюционным прошлым Смоленска и современным возрождением духовности на Смоленской земле, говорящий о торжестве духа над забвением, веры над отчаянием, любви над ненавистью.
Дата публикации: 26.06.2025
Просмотрено: 87 разАвтор: Артель церковной живописи "Византия"