+7 (915) 751-23-37
+7 (915) 751-23-37 Москва, ул. Южнопортовая, 13 с 1

Статья в журнале Благоукраситель

СОНМ НОВОМУЧЕННИКОВ В ХРАМЕ БЕЗ ОКОН
Мастерская «Византия» благоукрасила множество храмов, среди которых есть и весьма необычный – Покровская церковь Бутырского тюремного замка (именно так именовали эту тюрьму в XVIII веке). Стены церкви украсили изображения новомучеников, когда-то прошедших через заключение в Бутырке.

Беседа с руководителем мастерской «Византия»
Дмитрием Фокеевым

– Мастерская носит имя «Византия». Вы работаете в византийской стилистике?
– Понятие стиля – тонкий вопрос. Обобщенно наше направление можно назвать каноническим. Мы работаем и в византийской стилистике, беря за образец фрески XV–XVI столетий, и в древнерусской. Конечно, в Древней Руси было множество иконописных школ, но главный авторитет для нас – преподобный Андрей Рублев. Художники нашей мастерской, а сегодня их около тридцати,
благоукрашают храмы с 2004 года. За это время у нас сложился свой художественный почерк, основанный на каноне православной живописи. Помимо стенописи мы пишем иконы, создаем иконостасы. Безусловно, при раз- работке иконографической программы мы учитываем особенности храма и пожелания заказчика. Поэтому каждый объект имеет свое неповторимое лицо.
– Особенно интересна роспись Покровского храма Бутырской тюрьмы. Почти все композиции в ней посвящены Новомученикам. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
– Работа была непростой. Здесь нам довелось написать святых, иконографического изображения большинства из которых до сих пор не существовало. Остались лишь их тюремные фотографии в фас и профиль. Эти фотографии и требовалось превратить в иконографический образ. Композиционное решение также потребовало от художников творческого поиска. Колоссальную помощь в выборе сюжетов нам оказал настоятель храма в Бутырской тюрьме протоиерей Константин Кобелев.
– Центром композиции являются святые Царственные страстотерпцы?
– Да, но исключая их, все новомученики, изображенные нами, прошли через Бутырскую тюрьму. Мы расположили святых группами: новомученики, которые были расстреляны на Бутовском полигоне; сонм святых, пострадавших на Соловках, Казахстанские, Малороссийские святые...
– Архитектура храма довольно необычна. Это сказалось на композиции росписи?
– Центральная часть тюремного храма имеет цилиндрическую форму, заверша- ющуюся вверху полусферой, в которой мы изобразили традиционную композицию: Спасителя в окружении архангелов и херувимов. Еще одна особенность: в Покровской церкви нет ни одного окна.
– Отсутствие окон придает зданию мрачность?
– Мы постарались учесть эту особенность храма путем создания контраста фонов. Мы применили фоны цвета слоновой кости, ультрамарина, а также светло-кирпичного цвета. Но дело не только в отсутствии окон. Большинство прихожан храма – узники, люди с незавидной судьбой. Посещение богослужения должно принести им утешение, облегчение, веру в то, что жизнь наладится, что они с Божией помощью преодолеют трудности. Поэтому, согласно замыслу отца Константина, росписи Покровского храма ни в коем случае не должны казаться печальными или грозными. Даже архангелов в сфере мы постарались сделать слегка улыбающимися, со светлой радостью на лицах. Надеемся, что это настроение передается прихожанам.
– Тюрьма – особый объект со строгим режимом. Это осложняло работу?
– Храм находится в самом центре территории тюрьмы и чтобы попасть туда, нам приходилось проходить через пропускную систему, сдавать все технические устройства. Первое время с непривычки было жутковато. Но в целом все, что требовалось для работы, было налажено на должном уровне, нам шли навстречу, за что мне хотелось бы высказать особую благо- дарность начальнику СИЗО-2 Сергею Вениаминовичу Телятникову и его помощнику Филиппу Анатольевичу Моносову.
Беседовала Алина Сергейчук.
Спасение священномучеником Иларионом (Троицким) чекиста Сухова, начальника охраны Соловецкого лагеря, которого уносило на лодке в открытое море, – яркий эпизод из жития святого. «Кто со мной на спасение душ человеческих?» – воскликнул узник-архиепископ и, вместе с подоспевшими единомышленниками, бросился на небольшом карбасе догонять погибавших. Рискуя жизнью, они пробивались через ледяное крошево – шугу. А, мысля по-человечески, можно было бы назвать постигшее Сухова несчастье заслуженной карой и не спасать его, а порадоваться избавлению от мучителя...

Мученик Николай Гусев был расстрелян в возрасте 18 лет. Рано осиротев, в 1930-е годы, будучи подростком, он выстроил себе шалаш в подмосковном лесу, вблизи святых источников у села Косино, и стал жить, сдавая вторсырье и собирая грибы и ягоды. Казалось бы, обычный беспризорник. Но мальчик украсил свое скромное жилье иконами, возжег лампады, стал молиться. К нему начали собираться верующие, просить молитв, почитая его за блаженного. Власти не потерпели этого. Юношу арестовали и казнили на Бутовском полигоне 9 октября 1937 года.
Назад в список