+7 (915) 751-23-37
+7 (915) 751-23-37 Москва, ул. Южнопортовая, 13 с 1

Как правильно читать иконы

Как правильно читать иконы

К XVI веку русский православный иконостас приобрел свою классическую форму, состоящую из пяти рядов, расположенных друг над другом согласно определенным принципам. Каждая икона в его составе — отдельное произведение, нуждающееся в глубоком взгляде и прочтении.


Уникальные особенности православной иконописи

Многие объекты на иконах изображаются так, что создается ощущение многогранности: мы видим церковь, дом, стол и за ним ангелы, или кубок, в различных ракурсах. Иконописец демонстрирует предметы, давая зрителю возможность понять их суть. Он стремится графически объяснить, что именно происходит с персонажами, как будто рассказывает об этом словами.

Если в центре иконы (или в середине иконостаса) изображается Иисус, а вокруг него находятся другие фигуры, то композиция, как правило, иерархична. Из пары апостолов или пророков более значимым считается тот, что располагается правее.   

Центральная фигура — всегда сам Мессия. Правая рука Христа и соответствующая часть композиции находятся слева от зрителя, а левая рука и левая часть — справа. Таким образом, изображение отзеркаливается: правую сторону иконы, согласно её смыслу и структуре, зрители воспринимают как левую, а левую — как правую. Следовательно, и смотреть на подобные иконы нужно как бы изнутри.

К примеру, когда автор показывает храм, на фасаде которого висит икона, это не обязательно подразумевает надвратный образ. Дело в том, что храм демонстрируется изнутри. Если рядом есть люди, значит они также внутри церкви. Художник изображает внешний вид здания и одновременно раскрывает, что происходит внутри.

Еще одним вариантом передачи внутреннего содержания является изображение архитектурных конструкций (например, крыши) непосредственно над персонажем или использование символической рамки.

Особые детали

В христианской иконографии стоящие дыбом волосы — символ греховного, порочного, дикого. Вздыбленными прическами обычно наделяются демонические персонажи. Примерно с XVII века на иконах появляются шпильки, заимствованные у художников на Западе. Еще уложенные локоны могут запросто сочетаться с рогами. Такие прически указывает на то, что перед нами грешник или еретик.  

Обнаженные фигуры в иконографии часто символизируют бесплотный дух. Нагота обычно представляет душу, отделяющуюся от тела на погребальном одре.

Дата публикации: 03.02.2025

Просмотрено: 32 раз

Автор: Артель церковной живописи "Византия"

Назад в список

Связаться с нами