Естественный ход развития храмовой архитектуры на территории нашей страны был насильственно прерван в начале двадцатого века. Сегодня, сто лет спустя, архитекторы, проектирующие православные храмы, стоят перед выбором путей сохранения исторических образов и внедрения новых решений.
Какой же он – современный православный храм?
Одни зодчие, возвращаясь в своём творчестве на столетие назад, продолжают развитие православной архитектуры с момента разрыва. Другие обращаются к византийским мотивам. Кто-то придерживается традиционного русского пятиглавия, а кто-то строит храмы в стиле западного модернизма. Но в большинстве случаев происходит не слепое копирование стиля прошлого, а его переосмысление с введением новых элементов и форм. Основные принципы зонирования и планировки помещений, инженерного обеспечения, а также внутреннего убранства и художественной росписи стен тоже обновляются с учётом современных потребностей, но и с сохранением традиций.
Роспись современного храма
Каждый серьёзный художник, расписывая храм, отражает веяния своего времени, опираясь на веками проверенные ценности. Пока существует преемственность поколений, всё получается естественно и гармонично. Мастера древности владели богатой культурной и богословской традицией, которую сегодня, после векового перерыва, нужно осваивать почти «с нуля».
Для любого художника роспись храма – прежде всего авторская работа. В ней тоже можно экспериментировать и импровизировать, например, в формах и композиции, в подборе цветов. Но, конечно, всё это нужно делать в рамках канона.
Многие нынешние живописцы в своём творчестве тоже обращаются к истокам и опираются на опыт предыдущих поколений. Стили, которые на сегодняшний день чаще всего используются в храмовой живописи:
- византийский (XI-XII века);
- древнерусский (конец XV – начало XVI веков);
- эпохи Возрождения (XIV века).
В качестве примера храма, расписанного в стиле византийской живописи, можно привести Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (г. Москва). Выполнен он в необычной манере, сочетающей в себе классические архитектурные решения и элементы модернизма. Внутренняя роспись включает привычные сюжеты, а также образы святых новомучеников российских, принципы изображения которых только закладываются.
Вот, кстати, одна из особенностей современной монументальной живописи: художникам часто приходится писать лики святых, которых не знала многовековая история Православия. Перед каждым мастером стоит непростая задача – изучить историю жизни, фотографии каждого святого, пострадавшего в годы репрессий, и изобразить его, сохранив внешнее сходство и вместе с тем показав отстранённость святого от мира.
Кроме обозначенных выше стилей, современные художники прибегают иногда и к другим видам живописи. Например, храм Казанской иконы Божией Матери в Ижевске расписан в академической манере.
Новые технологии
Главное отличие современной росписи от классической заключается в применяемых технологиях.
Настенная живопись прошлого чаще всего была фресковой. Пергамент впитывался в сырую штукатурку, окрашивая её теми или иными пигментами. То есть краска как бы становилась частью стены, не шелушилась, чем обеспечивалась долговечность росписи. Нынешним мастерам не всегда приходится иметь дело с кирпичом, часто приходится работать по бетону, который обладает совсем другими физическими свойствами, иначе взаимодействует с красками, для него нужен специальный грунт.
Материалом, разработанным специально для росписи по бетону, являются силикатные краски. Они хорошо взаимодействуют с данным основанием, могут наноситься слоями. Такую стену с готовыми, высохшими изображениями можно даже мыть водой.
Акриловые краски – ещё один современный материал для росписи стен. Работают ими по выровненной и оштукатуренной стене. Готовую роспись покрывают защитным лаком. Акриловые каски имеют разнообразные яркие оттенки, со временем не трескаются и не тускнеют.
Примером современного подхода к технологии является роспись московского собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Крови (Лубянка), где художники разработали собственный состав штукатурки. Похожая по фактуре на мозаику, она представляет собой оригинальное решение, не использовавшееся ранее в масштабе росписи всего храма.
Сейчас, когда большое количество новых храмов появляется на территории всей России, важнейшей становится задача возрождения монументальной живописи и её развития. Роспись храма – это искусство и одновременно ремесло, для овладения которым человеку необходимо иметь особенные знания и навыки. И когда помимо книжных знаний у художника есть глубокое понимание всего процесса росписи храма, когда в его душе постепенно собирается нужный образ, именно тогда в его работе и закладывается новая, живая традиция.
Дата публикации: 05.05.2017
Автор: Артель церковной живописи "Византия"