Живопись — один из видов искусства, а также сами произведения. Это изобразительное искусство, где авторы создают художественные изображения с помощью линий и цвета.
Если в светской живописи художники изображают, как правило, предметы и явления окружающего их, внешнего мира — то религиозно-православная живопись направлена на прославление Бога, отображение ключевых моментов Священного Писания и Преданий Церкви, а также таинств, обрядов.
Христианская живопись наполнена религиозным символизмом, и этим также отличается от живописи вообще.
Как возникла христианская живопись
У древних евреев существовал запрет на изображение Бога. Но это не мешало иудеям украшать храмы священными изображениями. Например, на покровах и завесе Скинии были изображения херувимов. Храм Соломонов тоже был украшен, «по воле Божьей», трудами искусных мастеров того времени.
Вместе с тем, в Ветхом Завете говорится о нанесении живописных изображений на стены отдельных домов, владельцы которых симпатизировали языческим идолам. Такие изображения называются не иначе как «бесплодные труды художников» и «лукавое человеческое изобретение».
Свою историю христианская живопись ведет даже не от иудейской, а от греко-римской и египетской традиций. Вот где произошло стремительное развитие изобразительного искусства, и в определенной степени христианская икона является логичным продолжением античного погребального изображения. Немало общего и у раннехристианских икон с так называемыми фаюмскими портретами (погребальными изображениями) Древнего Египта.
Предтечами икон называют настенные изображения в римских катакомбах периода II-VI вв. Найден целый ряд изображений с христианской символикой, образами и сюжетами. Они имеют явный нравственно-дидактический характер, осмысливают каноны христианского вероучения — но еще полны античных «примет». Их нельзя считать иконами, в полном смысле слова. В большинстве случаев, они выполнены в виде фрески или мозаики.
Христианская и светская живопись
У христианской (православно-религиозной) живописи немало отличий от светского искусства. Человеку нашего времени не составляет труда понять, где икона, а где обычная картина с изображением, например, святого.
Главное отличие заключается в том, что иконопись подчинена канонам, отступать от которых нельзя. Главным из них является теоцентричность — во главе любого иконописного творчества всегда находится Бог. Эта идея полностью доминирует над всем, что изображается на иконе. Иконописцам требуется строго соблюдать священную иерархию, в которой Божественное всегда находится выше земного, человеческого. Светская живопись, напротив, часто антропоцентрична. Она показывает человека, человеческие эмоции. Кроме того, светские художники уделяют большое внимание деталям земной жизни: искусно прорисовывают пейзаж, элементы быта и т. д. В иконах же гораздо больше символического, нежели окружающей действительности.
Надо сказать, что христианство терпимо относится к светской живописи. Приветствуются произведения, не содержащие греха и не подвигающие людей на злые поступки, а, напротив, воодушевляющие на добро.
Дата публикации: 02.02.2023
Автор: Артель церковной живописи "Византия"