Жизнь православного христианина подчинена установленному церковному кругу. В ней есть место и многочисленным праздникам — разным по степени важности, и дням памяти великих святых, известных подвижников Православия.
История
Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и обязано ему как своим происхождением, так и первоначальным направлением и техникой. Византийское искусство X-XI веков уже выработало свои отличительные формы, определило внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору как твёрдо сложившаяся система.
В византийском искусстве, считавшимся в те времена самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось всё, что противоречило высшим христианским принципам.
Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей,- всё это было свойственно византийскому искусству.
И вот перенесённое на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян:
- с культом природы – солнца, весны, света;
- с земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях.
Уже в XI веке строгая аскетичная манера византийской иконописи была перенята русскими художниками. Первыми учителями русских иконописцев стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир.
В это время прославился Печерский монах – живописец Алимпий, про которого современники говорили: «Иконы писать хитр бе(был) зело». «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло» - поётся ему в церковном песнопении (Тропарь 8 гласа. Канон святому). Святой Алимпий считается родоначальником русской иконописи.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика.
Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма местных греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте.
На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных.
Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Её характерные черты:
- ясность идеи;
- реальность изображения;
- доступность.
От XII века до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев, например, икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. И таких шедевров новгородская земля дала немало, достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII века).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «страшный суд», украшали Дмитриевский собор. Очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи:
- Московская;
- Псковская;
- Тверская;
- среднерусских княжеств;
- «северные письма»;
- и другие.
Появились свои русские святые, свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), нашедшие яркое отражение в иконописи.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» в образы христианского вероучения.
Интересные статьи
Все статьиДля чего звонят в колокола? На этот вопрос ответить просто: ведь согласитесь, это придает особую торжественность самому акту богослужения. Кроме того, колокола призывают верующих к молитве и сообщают о начале службы.
Господь сказал, что там, где двое или трое собрались во имя Его, там и Он среди них. Поэтому храм — это место особое, поскольку именно там Бог близок к человеку, как нигде.
Слово «мозаика» произошло от французского mosaique и латинского musivum, и буквально переводится как «посвященное музам». Это изображение или узор, выложенный из однородных или различных мелких элементов. В качестве материала может служить камень, керамическая плитка, смальта, стекло или что-то другое. Мастера, выполняющие роспись храмов, нередко используют мозаичную технику.
В православном храме иконостас служит физическим разделением между алтарем и прихожанами, а также является важным символическим элементом, который отражает богословские идеи и традиции. Оформление иконостаса входит в роспись храмов.
Евангельская истина гласит, что если несколько человек собрались вместе ради имени Христова, то и Бог посреди них. Так сказал сам Господь (Мф 18:20). Эти слова Спасителя подтверждает роспись храмов и многочисленные иконы, на которых изображены собрания святых.
Некоторые христиане замечают, что на многих иконах нет теней от людей и предметов. Роспись храмов тоже обходится без них. Отсутствие теней — это характерная черта не только древних, но и современных изображений.
Продолжается восстановление Спасского собора, взорванного в 1934 году. Патриарх Всея Руси Кирилл освятил построенный храм, который возводили 10 лет. Теперь предстоит украсить его иконами, лепкой.
Нам приходится выполнять роспись православных храмов, относящихся к разным историческим эпохам. Все они, несмотря на имеющиеся особенности и видимые различия, восходят, так или иначе, к общему стилю архитектуры, который сложился еще в Древней Руси примерно в XI веке. Это так называемый древнерусский стиль.
Мы профессионально выполняем роспись православных храмов разных типов и видов, в том числе имеем опыт работы в сооружениях шатровой конструкции. У них нет традиционных куполов, а верхняя часть представляет собой «шатер», то есть составляется из нескольких граней, которые расположены под небольшим углом друг к другу. Конструкция сужается кверху, где обычно возвышается крест. Иногда одновременно устанавливается и небольшой купол.