Собор святых апостолов Петра и Павла, возвышающийся в самом центре Петергофа — это не только главный православный храм города, но и одна из его ключевых архитектурных доминант.
История
Русское церковное искусство составляет младшую отрасль византийского и обязано ему как своим происхождением, так и первоначальным направлением и техникой. Византийское искусство X-XI веков уже выработало свои отличительные формы, определило внутренний характер и отношение к богослужению и действовало в эту пору как твёрдо сложившаяся система.
В византийском искусстве, считавшимся в те времена самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось всё, что противоречило высшим христианским принципам.
Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей,- всё это было свойственно византийскому искусству.
И вот перенесённое на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян:
- с культом природы – солнца, весны, света;
- с земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях.
Уже в XI веке строгая аскетичная манера византийской иконописи была перенята русскими художниками. Первыми учителями русских иконописцев стали византийские мастера, воспитывавшиеся на многовековых традициях, уходящих корнями в античный мир.
В это время прославился Печерский монах – живописец Алимпий, про которого современники говорили: «Иконы писать хитр бе(был) зело». «Никогда же бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло» - поётся ему в церковном песнопении (Тропарь 8 гласа. Канон святому). Святой Алимпий считается родоначальником русской иконописи.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика.
Фрески Софийского собора в Киеве показывают манеру письма местных греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу, цельности и простоте.
На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и изображение русских скоморохов, и животных.
Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Её характерные черты:
- ясность идеи;
- реальность изображения;
- доступность.
От XII века до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев, например, икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. И таких шедевров новгородская земля дала немало, достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII века).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «страшный суд», украшали Дмитриевский собор. Очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи:
- Московская;
- Псковская;
- Тверская;
- среднерусских княжеств;
- «северные письма»;
- и другие.
Появились свои русские святые, свои русские праздники (Покров Богородицы и др.), нашедшие яркое отражение в иконописи.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» в образы христианского вероучения.
Интересные статьи
Все статьиХрам в честь Казанской иконы Божией Матери, расположенный возле площади Победы (ул. Чайковского), является одним из самых молодых во Владимире. Его белые стены и золоченые купола создают жизнерадостный и нарядный облик сквера, связанного с непростой судьбой города и всей страны.
Главный храм Вооружённых сил Российской Федерации — это грандиозный патриарший собор, возведенный в парке «Патриот» в Подмосковье. Он был построен в рекордные сроки к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и освящен 14 июня 2020 года.
Благовещенский кафедральный собор в Воронеже — не просто одна из самых больших и красивых церквей города, а символ его духовного возрождения. Современное величественное здание, впечатляющее своими размерами и золотыми куполами, является третьим по счету храмом, носящим это имя, и хранит глубокую, порой трагическую историю.
Православная традиция почитания святых — это не хаотичный список, а глубоко продуманная система, отражающая многообразие путей к святости. Каждый лик прославляет определенный подвиг, явленный в жизни угодника Божия. Эта иерархия не означает, что один святой «главнее» другого; она показывает, каким именно образом человек ответил на призыв Бога и исполнил Его волю.
Русская православная церковь имеет сонм святых, чьи имена навсегда вписаны в ее историю. Среди них особое место занимают святители — архипастыри, которые управляли паствой с исключительной мудростью и ревностью о вере, а также праведники — миряне или монахи, прославившиеся своим смирением, молитвой и даром чудотворений. Их почитание объединяет миллионы верующих, а молитвенная помощь считается неоценимой.
В христианской традиции святые — это не просто «хорошие люди» или персонажи древних легенд. Это реальные исторические личности, которые всей своей жизнью засвидетельствовали глубокую веру в Бога, проявили героические добродетели и, как правило, приняли мученическую смерть за свои убеждения или совершили чудеса.
Рядом с братским кладбищем в честь погибших в Первой мировой войне, в центре города Смоленска артелью церковной живописи “Византия” расписана часовня, посвященная врачу Евгению Боткину.
Среди величественных храмов Владимира особое место занимает Дмитриевский собор — выдающийся памятник архитектуры домонгольской Руси. Построенный в XII веке, он до сих пор поражает изяществом форм, тонкостью декоративной резьбы и глубиной духовного содержания. Собор посвящен святому великомученику Дмитрию Солунскому — небесному покровителю князя Всеволода Большое Гнездо, по инициативе которого и был возведен.
На живописной Студеной горе во Владимире возвышается необычный православный храм, построенный в конце XIX века. Церковь Михаила Архангела не похожа ни на один другой храм в городе — ни по архитектуре, ни по истории создания, ни по внутреннему устройству. И это делает ее подлинной жемчужиной православного наследия Владимира.